?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Культура речи

Вряд ли найдется хоть один из нас, кто не мечтал бы стать хоть чуточку лучше: слегка красивее и немного умнее, по возможности богаче и хотя бы малость счастливее. Рекомендуемых способов воплощения этих возвышенных помыслов не перечесть. И среди прочих суждений на эту волнующую тему есть, в частности, и такое: обретению желанных достоинств нам может помочь культура нашей речи…

Известно, что по обычаю предков золото молчания мы ценим дороже серебра разговора. Совершенство речи признается нами чем-то внешним по отношению достоинствам личности - чем-то вроде красивой прически или элегантной одежды. На самом же деле почти все, что мы собой представляем, формируется в нашем неизбежном сотрудничестве с себе подобными. Отсюда и наше столь же неизбежное речевое взаимодействие - каждого со многими, а этих многих – с каждым из нас.

В бесчисленном множестве речевых актов мы – каждый в отдельности и, одновременно, все вместе - непрерывно воссоздаем и обновляем общий для нас язык. Однако бесстрастным хранителем академической вербальности этот язык выглядит только в словаре. В жизни он вечно движущаяся вселенная материализуемых нашей лексикой понятий, суждений и умозаключений; это своего рода живая материя нашего вечно мятущегося духа, необозримое поле взаимодействия, взаимовлияния и, порой, непримиримой схватки определяющих нашу судьбу смыслов.

Так вот, именно в этой схватке, именно в этом поле смыслов любезное наше Отечество и его многократно воспетая духовная культура могут потерпеть одно из самых горьких поражений.

Как это ни грустно, но начало всему этому дает наша домашняя, дошкольная и далее - школьная языковая педагогика. Бездумно, но последовательно она напяливает на еще не сложившуюся речевую личность условную и безликую вербальную маску. Речь ребенка, еще не окрепшая технически и неустойчивая психологически, почем зря подвергается нашему прессингу, единственная цель которого, - это оптимизация наших наставнических забот. То же самое происходит и в школе. Речь лексически беззащитного школяра медленно и верно оковывается орфографическими установлениями, синтаксическими предписаниями и стилистическими регламентами. Одновременно мы старательно грузим язык подрастающего человека неподъемным для него ворохом понятий обо всем, что, как нам кажется, должно составлять содержание образования. При этом мы не хотим замечать, что язык наших воспитанников, чем дальше, тем все больше и больше утрачивает свою живую природу, теряет связь с миром человеческих переживаний, становится лишь моторным воспроизведением обязательных речевых клише и одобряемых словесных штампов. Что в результате молодой человек постепенно перестает слышать себя и хоть как-то осознавать, что он произносит, и зачем он все это произносит…

Ну а потом к делу подключается и сама матушка-природа. Ведь это она пробуждает в наших подопечных их естественные стремления. И вот уже потребность молодых людей в свободе самовыражения неудержимо влечет их в якобы свободный мир неформальных сообществ. Туда, где их пока еще доверчивые души последовательно и, заметим, умело окормляются – сначала на уровне лексических форм их повседневной устной речи, и далее - на уровне смыслов и содержательных форм их жизни. Молодежь как бы подсаживают на язык неформальных коммуникаций, фактически изолируя ее от выхолощенных школьными методиками ценностей словесной культуры. И поскольку свято место пусто не бывает, язык молодежи попадает почти что в наркотическую зависимость от всякого рода кудесников черной риторики - доморощенных философов и фальшивых пророков, провинциальных гуру и блатных авторитетов.

И вот уже наш великий и могучий в устах стремительно подрастающего поколения засоряется не только дурными словами. Он инфицируется ловко скроенными дурными мыслями. И языковая среда не слишком разборчивой юности жадно впитывает тирады о благотворности пошлости и пользе отсталости, мантры об эффективности стяжательства и продуктивности холуйства...

И вот, наконец, между предпочтениями молодежи и ценностями культуры воздвигнута стена взаимонепонимания. Не только язык, но и сама жизнь молодого поколения навсегда утрачивает связь с той самой красотой, с помощью которой оно по идее должно спасти наш старый и грешный мир. И однажды увидев, кем и чем стала наша юная смена, мы ей уже ничего сказать не можем. То ли потому, что языки у нас стали разными, то ли потому, что сказать нам попросту нечего…

Разумеется, картина эта более чем условна, а в чем-то даже и фантастична. Тем не менее, кажется, что в самых общих чертах она верна, хоть и не оставляет нам шансов для оптимистического взгляда на будущее. Пожалуй, единственное, что обнадеживает, - так это удачное определение пессимизма: ведь пессимист – это, как известно, хорошо информированный оптимист. И тут следует заметить, что в известной мере это определение подходит к тем, кто еще не до конца утратил остатки веры и хранит обломки надежды. Более же всего оно касается тех, кто не утратил дара любви и потому ежедневно взваливает на себя нелегкий груз наставничества.

Кстати, это относится и к тем, которые почему-то свято верят в таинственную и целительную силу приобщения наших детей к великому чуду ясной, разумной и, главное, свободной речи. В самом деле, почему бы и нет? Может как раз благодаря именно этому наши дети все-таки станут теми гражданами, которые когда-нибудь своими светлыми и мудрыми речами утвердят в нашем грешном мире и законы красоты, и принципы правды, и постулаты справедливости? И ведь действительно не исключено: вряд ли среди наших подопечных найдется хоть один, кто не мечтал бы, чтобы его жизнь стала хоть чуточку лучше - слегка красивее и немного умнее, по возможности богаче и хотя бы малость счастливее…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
murryc
Sep. 17th, 2012 09:59 am (UTC)
"Молчание - золото" - оправдание для тех, кому сказать нечего. Ведь молчание уравнивает мудреца с дебилом.
Риторика - важнейший компонент общей культуры. Это искусство приходит и само, но не ко всем. Раньше ему специально учили.
inoi_razum
Sep. 17th, 2012 11:23 am (UTC)
Мне кажется, что приложение значительных образовательных усилий именно к речи - напрасно, поскольку она не первична в работе человека с информацией.

Прежде чем будет сказано слово, человек должен сформировать образ предмета, и от навыка формирования таких образов зависит и то, что будет сказано, и как, и насколько точно это будет описывать действительность, и будет ли сказанное кем-то понято правильно.

Мастерство в формировании образов, в сущности, и является основной задачей образования, и овладение им порождает овладение многими зависимыми навыками, в том числе - точным словом, развитой риторикой, логикой.

Если речь произносит мастер образов, то конкретные слова, выражения, обороты перестают играть решающую роль, подобно тому, как полотно мастера живописи не потеряет своей гениальности, если часть его будет выписана древком от топора, а часть - веником. Ведь если мастер счел уместным использование таких инструментов, то это значит, что он предварительно смог вписать их нужным образом в контекст задачи.
В устах такого мастера неприличные слова могут звучать похвалой, а научно-технические термины использоваться как отборная трамвайная брань.

И, конечно же, мастерству формирования точных образов сегодня не учат в школах. Не учат давно. Во-первых, потому что это весьма непросто, а во-вторых, с точки зрения экономики, в особенности - колониальной, подобные навыки не являются требуемыми, а во многих случаях даже могут быть сочтены вредными.

Вообще, овладение навыком образного мышления - это первый шаг к становлению Человеком, тем самым, который действительно создан по образу и подобию...

Edited at 2012-09-17 12:23 pm (UTC)
iori_p
Sep. 17th, 2012 05:04 pm (UTC)
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

habfond
Георгий Смирнов

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com