?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все мы привыкли считать, что школа, наряду с семьёй, является системообразующим институтом формирования личности человека. Каждый год, первого сентября, школьные ворота пересекают взволнованные и немного напуганные первоклассники и, полные надежд, папы и мамы, бабушки и дедушки. И ведь всё, на первый взгляд, совсем неплохо. Современные школы оборудованы так, как нам в своё время и не снилось, да и дети наши, чего греха таить, способнее нас, жизнь ведь не стоит на месте. И школ сейчас много, на любой вкус и кошелёк. Гимназии, лицеи, закрытые и государственные, специализированные и просто, общеобразовательные. Всё хорошо…

Первый учитель, возможно, самый главный человек, за всё время обучения. Он учит всему – читать, писать, вести себя в коллективе. Ему можно пожаловаться и поделиться сокровенным. Именно от него во многом зависит, как ребенок будет развиваться дальше, его коммуникативные навыки, словом, очень и очень многое. Я до сих пор с любовью и благодарностью вспоминаю свою первую учительницу, Дудченко Светлану Георгиевну, и буду помнить её всегда. А как сейчас живет педагог начальной школы и каковы его возможности для воспитания и обучения наших детей?

Мне кажется, что вся система образования всё больше становится похожей на ту, которая, подобно раковой опухоли, разъедает Вооружённые Силы. Если присмотреться, обе системы очень похожи, иногда это даже пугает. Разница в том, что в образовании система баллов, показухи, бесконечных проверок и попыток административного давления в полном объёме стала внедряться сравнительно недавно. Итак, что должен делать педагог?

В течение учебной недели до восьмидесяти процентов преподаваемых предметов – его. К каждому уроку надо готовиться. А это не один, специализированный предмет, а гораздо больше, причём, их количество постоянно увеличивается. В качестве примера могу привести музейную педагогику. Да, это полезно и нужно, но, разве любой из нас готов вести предмет с колёс? Конечно, нет. Да, есть интернет, в котором можно найти всё, но это - время. Есть курсы, которые обязательны к посещению, но это тоже время. И это только один пример. А ещё, каждый день, если педагог стОящий, надо собирать тетради и проверять их. В среднем, в классе двадцать пять человек, вот и посчитайте, сколько это занимает времени. А ещё надо написать бесконечное количество планов и отчётных конспектов, заполнить электронный и обычный журналы. Там, где педагогов не хватает, административно, волевым порядком, их принуждают вести группы продлённого дня. За всё, что учитель делает, он получает баллы. Исходя из количества баллов, складывается его зарплата. Баллы педагогов, дают общий бал школы, от которого зависит её финансирование. Больше баллов – больше финансов – больше цена баллов в денежном эквиваленте. Поэтому директора школ ведут постоянную борьбу за общешкольный рейтинг. Обязательное участие в конкурсах, открытые уроки, о которых иногда оповещают за несколько дней, дополнительные курсы, лекции, семинары. Это замкнутый круг, который насыщают и насыщают. Постоянные проверки, по-моему, меня на Флоте проверяли реже. И тут снова полное дежавю. Главным критерием, как правило, служат не фактические знания детей, а полнота, количество и правильность, в соответствии с руководящими документами, заполнения документации, часть которой приходится в спешке восстанавливать накануне и вовремя проверок, потому что соответствующая указующая директива вовремя до школы не дошла.

Итак, как же живёт учитель начальной школы? После окончания уроков он успевает пообщаться с родителями, заполнить бумажную и электронную текущую документацию, повезёт, если успеет всю, собирает тетради в пачки и идёт домой. Все тетради проверить в классе нереально. И это, если нет группы продлённого дня. Дома надо проверить тетради, подготовиться к урокам на следующей день, написать планы. Да, за это доплачивают около тысячи рублей, интересно, знает ли об этом министр образования? И это ещё идеальный день, потому что часто приходится сразу после школы ехать на курсы. А ещё надо готовиться к открытому уроку, готовить презентацию очередной темы и восстанавливать планы и конспекты к очередной проверке. Если кроме работы ничем не заниматься, то до полуночи, возможно, можно и успеть…

А ведь, как правило, учитель - женщина и помимо работы в школе, она мать и жена. Ей надо заниматься и детьми, и хозяйством, много дел, сами знаете. И это ещё хорошо, если в семье всё в порядке, а если нет? Даже при почти идеальном раскладе эта женщина, которая очень любит свою работу и переживает за своих учеников, а такие есть, поверьте, ложится спать далеко за полночь, что говорить о тех, где в семьях не всё в порядке? И сколько семей распадается по этим причинам? Но каждое утро этот замученный учитель, если он, конечно, Педагог, улыбаясь, встречает своих учеников, потому что не они создали Молох, который переламывает в своих жерновах их учителя и сокращает его жизнь. Быть лучшим любой ценой, набрать больше баллов - иначе нельзя. И люди ломаются, уходят и очень мало в школах Педагогов, а всё больше простых, обычных учителей, которые экономят свои силы и время именно на детях, в конечном счете, обделяя их и наше будущее. И мне почему-то не кажется, что дальше будет лучше…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
iksor
Sep. 5th, 2013 10:41 am (UTC)
+1 . Но, к сожалению, реально объем бумажных гор и "галочек" в показушных отчетах преподавателя гораздо грустнее.
andrej_2006
Sep. 5th, 2013 11:01 am (UTC)
Нда, грустно, когда самый творческий процесс на земле - формирование личности ребенка, превращается в рутину...
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

habfond
Георгий Смирнов

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com